Замечая, что ребенок не проявляет интереса к новой игрушке, многие родители считают, что виновата игрушка: неинтересна, непривлекательна и покупают следующую. В манеже у малыша собирается с десяток разнообразных игрушек, но, ни одна из них не увлекает его всерьез.
В чем же причина такого поведения ребенка: плохие игрушки или малыш не любит играть?
А может быть у ребенка не развита игровая деятельность и родителям нужно играть вместе с ним, для того чтобы научить правильно играть? Однако наблюдая за некоторыми семьями, где в игровой процесс включены все - и родители и бабушки/дедушки, где поминутно каждый предлагает ребенку новое развлечение или игрушки (мяч, погремушка, мягкая зверушка), психологи пришли к выводу, что такое навязчивое «забавление» ребенка ему только во вред. У малыша снижается активность, вырабатывается привычка быть сторонним наблюдателем игрового процесса, а не подключаться к нему самому.
Избежать и тех и других ошибок поможет «золотая середина»: взрослый показывает и рассказывает ребенку об игрушке и способах игры с ней, играет с ним, руководя процессом исподволь, и оставляет одного для самостоятельных занятий. Так происходит учеба и обогащение игрового опыта ребенка: он теперь знает, как с ней играть и может надолго сосредоточиться на одной игрушке.
Выбирать время для обучения игре можно после сна и еды, когда ребенок спокоен, доволен и жаждет игровой деятельности. Показывая новую игрушку нужно четко проговаривать, как она называется, такое же проговаривание должно сопутствовать и обыгрыванию действий с игрушкой: «надеваем колечко на палочку», «достаем маленькую матрешку». Только активное участие в игре взрослого способно мобилизовать внимание ребенка и научить его игровому процессу.
Однако здесь важно не переборщить с вниманием. Только забавляя малыша и не побуждая его к самостоятельным действиям, можно выработать у него созерцательное отношение к действиям других, а обилие игрушек рассеет его внимание и не даст возможности сосредоточиться на какой-то одной из них. Поэтому очень важно наряду с обучением игре еще и учить ребенка играть самому. Для этого нужно использовать игрушки, которые больше всего нравятся ребенку и располагают к игре. Для самых маленьких это могут быть кубики, пирамидки, мягкие игрушки, для детей постарше - мозаика, конструктор, детские микроскопы. Но так же как всякой игре соответствует инструкция, так же ей должно соответствовать и обучение. В процессе обучения появиться опытность и со временем ребенок научиться самостоятельно разворачивать игру.
После игр даже самый маленькие дети должны складывать игрушки в специальный короб. Сначала с помощью взрослых, а потом и самостоятельно. Прививая любовь к порядку, родители заодно посеют в душе ребенка и бережное отношение к вещам и игрушкам, аккуратность. Начинать такое обучение лучше с игровой формы, которая понятна и приятна ребенку. Так намного легче вовлечь его в процесс уборки и выработать привычку убираться за собой, даже если он не разбрасывал игрушки, а играл в спокойный детские настольные игры.